Ноу-хау - что это, как зарегистрировать и защитить идею?

Как часто мы слышим, что на рынке появилось ноу-хау? Многие подразумевают под этим термином определенный продукт, который отличается от других своей новизной, или определенный прорыв. На самом деле понятие ноу-хау намного шире и сложнее, чем это можно представить. И для того, чтобы о нем узнали миллионы, изобретению пришлось пройти непростые стадии развития, секретного изготовления и узаконивания прав.
Что такое ноу-хау?
Изобретения такого характера покрыты завесой тайны и строжайшей секретности, если произойдёт утечка коммерческой информации, то ноу-хау потеряет всякий смысл. «Знаю как», вот как переводится ноу-хау с английского языка. Это секретное производство, которое включает в себя сведения любого характера, касающиеся изобретений, знаний, умений, оригинальности технологий. Ноу-хау может представлять любой объект купли-продажи, или новейшие технологии, знания, программы.
Виды ноу-хау
Предметное содержание подразумевающие секретные разработки может быть любым. Объекты ноу-хау не только различаются по содержанию, но и по знаниям и опыту. Подразделяются они на несколько видов:
- Научно-техническое направление представляет ноу-хау технологии, конструкторские решения, связанные с проектами, строительными, монтажными и эксплуатационными работами.
- Управленческие ноу-хау подразумевают новые методы и структуры в управлении, технологии связанные с планированием, могут содержать методы анализы рынка, системы различного контроля и инструкции.
- Коммерческие ноу-хау предлагаются в области продукции и услуг. Это может быть информация об более авторитетных фирмах, о продвижении продукции, рекламе.
- Финансовые ноу-хау содержат сведения о том, как выгодно использовать не только финансы, но и ценные бумаги, капиталовложения, включают информацию об особенностях налоговых систем, банковских объединений, таможенных ограничений.
Ноу-хау также подразумевает понятие авторского права, которое может распространяться на различные произведения литературы и искусства. Причем налагается авторское право не на форму, а на содержание. К примеру, один и тот же сюжет может быть описан в разных книгах, разными авторами, а вот на его словесно-литературное выражение налаживается охрана прав.
Ноу-хау и коммерческая тайна
Правовая охрана возможна в любой сфере деятельности. Гораздо сложнее получить патент, а вот в отношении секретного производства объекта не предусматриваются ограничения. Установлен и особый режим охраны от разглашения или незаконного получения информации. Право владельца на секрет производства ноу-хау охраняется законом при условии полной неизвестности со его стороны, и строгим принятием мер о неразглашении со стороны владельца. Коммерческая тайна и защита ноу-хау дополняют возможности в законодательной области относительно авторских прав.
Идеи ноу-хау
Ведение удачного бизнеса подразумевает использование маркетинга и тонкого психологического подхода. Ноу-хау в бизнесе может принести невероятный успех, сделав предприятие монополистом. Открытие новых преимуществ в маркетинге, вот что собой представляет ноу-хау. Генерация идеи, как уникального и эксклюзивного продукта, самая сложная задача:
- Продукт идеи должен быть необходим потребителю.
- Не тратьте время на бесполезные новинки, как стильная ручка с фонариком.
- Необходим четкий анализ запросов общества в регионе, где продукт будет продаваться.
- Проанализировав запросы, необходимо определить самые популярные направления.

Как зарегистрировать ноу-хау?
Внедренная идея, ставшая результатом прибыльного бизнеса, вызывает большой интерес у конкурирующих фирм. Компания ноу-хау прошедшая регистрацию исключает утечку информации, с этой целью необходимо:
- В единый пакет собрать все документы и информацию, которая составляет секрет производства, и узаконить права.
- На предприятие в отношении идеи ввести режим коммерческой тайны.
- Ограничить свободный доступ лицам, не связанным с производством.
Данным способом воспользовалась компания «Кока-Кола», которая более 100 лет держит секрет напитка в строжайшем секрете. Другой путь, через оформление патента, но этот способ предполагает регистрацию производства, а информация о способах производства не подвергается секретности. В некоторых случаях получение патента занимает около года, тогда как регистрация ноу-хау и наложение секретности не более недели.
Как защитить ноу-хау?
Большинство стран мира регулируют отношения связанные с инновационными идеями гражданским, трудовым и торговым законодательствами. Чем охраняется секрет ноу-хау? Судебный порядок предусматривает права защиты, которые должны обезопасить владельца ноу-хау. Защита прав законным путем подразумевает:
- признание прав;
- пресечение любых действий, которые нарушают право или создают угрозу его нарушению;
- признания оспоримой сделки недействительной, в случае недобросовестной конкуренции и раскрытии секрета;
- возмещения убытков;
- взыскания неустойки;
- компенсации морального ущерба.
Как продать ноу-хау?
Для того, чтобы купить, покупателю в начале необходимо ознакомиться с объектом. Но в ряде случаев, когда продается идея, программа, концепция и нельзя разглашать секретность, то продажа ноу-хау затрудняется. Есть ряд тонкостей, которые могут помочь в вопросах продажи:
- Заключение соглашения на предпродажное ознакомление.
- Гарантии, что эффект будет получен.
- Описание выгоды от изобретения.
- Предоставление цены, с использованием ноу-хау и без. Как правило, отличие в 5%, есть исключительные практики в мире, где цена отличается в 20%.