Саморазвитие Cамосовершенствование Личностный рост

Аспекты культуры речи

Аспекты культуры речи

Думаете ли вы, что владеть правильной речью должны только те, кто выступает публично или для кого это является профессией: секретари и руководители, актеры и учителя, дипломаты и психологи? Или правильно и понятно излагать свои мысли должен любой человек? Ведь культура его речи – это показатель его личностного развития, образованности и социального статуса.

Культура общения не позволит бросить в разговоре ненужных, необдуманных слов и создать мнение о себе, как о человеке бестактном, лишенном тонкого ума, вкуса и хороших манер. Она поможет достичь своих целей в разговоре с другими людьми – и речь идет не о манипуляции во время общения. А о том, как использовать основные аспекты культуры речи, чтобы быстрее и лучше доносить свои мысли до собеседника и быть им правильно понятым.

Как сделать свою речь грамотной, красивой и эффективной?

Для этого не нужно забираться в дебри языкознания. Просто посмотрим на нашу речь с самых важных сторон. Итак, три аспекта культуры речи:

Нормативность языка

Это общепринятые правила употребления слов и выражений, их правильного произношения и сочетания. Ошибки в ударении, неверное склонение и определение рода слов, неправильные сочетания слов – это слабое знание языка. К примеру, правильно говорить не звОнит, а звонИт, не обеспечЕние, а обеспЕчение. Не «садитесь, господа», а «прошу – присаживайтесь», не «Вас приветствует компания…», а «Вас приветствует помощник руководителя (секретарь) компании…».

Адекватная культура языка или коммуникативный аспект речи

Одно только знание правил еще не сделает речь достаточно хорошей. Поэтому второй аспект культуры речи – коммуникативный. Это умение использовать слова, выражения и обороты не только правильно, но и уместно – то, что хорошо для одной ситуации, неприемлемо для другой. Поэтому речь должна быть точной, краткой и логичной либо образной и выразительной.

Например, официальному тону не подходят такие просторечные, разговорные выражения, как «выволочка», «голубчик», «давненько» или «грохнулся». Зато в дружеской беседе они уместны.

Для деловых телефонных переговоров вместо изысков и многословия важнее четкая передача информации – меньше разговоров - больше дела. И правильнее сказать «Иванов слушает», а не «Я слушаю».

Бытовое общение допускает неточности и выражения «вроде того, как» или «как будто». Но для научной речи приемлема только точность. А если язык близок к ней, но полностью научным не является, излишняя нормативность только повредит. Например, инструкции к приборам и технике с избытком специальной терминологии будут понятны лишь специалисту, а не потребителю. Как и лекция с чрезмерным углублением в предмет, не до конца понятный слушателям, не будет для них полезной и интересной.

Правильное поведение или этика общения

Для полноты культуры речи к ней добавляется еще один аспект – этический. Он требует такого уровня разговора, при котором чувства собеседников не будут задеты или унижены. Три аспекта культуры речиЭто касается формы обращения к ним – по полному имени или сокращенному, на «ты» или на «Вы», это способ приветствия и прощания, выражения просьбы или благодарности. Этический аспект культуры речи зависит от возраста и статуса людей, их взаимоотношений. Он влияет и на тему разговора и его содержание. Например, под запретом должны быть сквернословие, грубость, разговоры на повышенных тонах.

Всегда помня о культуре речи и учитывая ее три важных аспекта, можно сделать свое общение правильным и эффективным. Слушателю будет понятно и интересно все, что вы говорите, и общение с вами будет полезным и запоминающимся.

Похожие статьи
Коммуникативная культура
Понятие «коммуникативная культура» довольно обширно, и вдаваться во все тонкости этики общение в этом материале мы не станем. Тем не менее, даже основы основ культуры речи многие из нас (по не знанию или по привычке) просто игнорируют, хотя первое впечатление, произведённое по одной только фразе, изменить очень тяжело.
Культура поведения
Что вы знаете о культуре поведения? То что мужчина должен пропускать женщину вперёд и в транспорте необходимо уступать места пожилым людям и матерям с маленькими детьми? Но ведь это далеко не все правила культурного человека, краткий курс которого, вы можете пройти прямо сейчас.
Культура речи и деловое общение
Ни для кого не секрет, что чем правильнее и культурнее речь человека, тем выше его статус в глазах других людей. Именно поэтому такое большое внимание уделяется культуре речи в деловом общении – ведь неправильно сказанное слово или поставлено ударение может напрочь отбить у партнёров желание общаться.
Как научиться общаться с людьми?
Ежедневно нам приходиться общаться с определённым количеством людей – хорошо знакомых - и не очень, приятных - и тех, кто вызывает острые негативные чувства. Тем не менее, уметь вести грамотную и тактичную беседу со всеми представителями рода людского – задача, которая по плечу далеко не каждому.