Функции конфликта

Конфликт – неминуемый компонент отношений между любыми (хотя бы двумя) живыми субъектами.
Люди в социуме в процессе жизнедеятельности вступают во взаимодействия. В ходе взаимодействий (даже разовых и кратковременных) между сторонами и участниками возникают разные отношения. Нормальная неодинаковость позиций в отношениях ведет к возникновению противоречий, могущих развиваться до уровня конфликта при нарастании напряжения.
Конечно же, конфликт угрожает устойчивому положению сложившейся системы отношений, однако конфликт – это способ обнаружения и разрешения противоречий. А значит, в конфликте можно выделить и негативные и позитивные функции. Рассуждая прагматически, мы можем говорить о деструктивных и конструктивных функциях конфликта.
Конфликт в цивилизованных формах предполагает стремление участников к общему позитивному результату и кооперации при сохранении факторов соревнования и волевого силового взаимодействия.
Переход конфликта в открытое противоборство, не направленное к наилучшему для сторон разрешению противоречий, можно считать уже нецивилизованной формой.
По этим признакам мы и можем, некоторым образом, отличать конструктивные конфликты от деструктивных.
Таким образом, мы можем говорить о существовании некой социальной нормы, в пределах которой любой конфликт имеет в целом конструктивное содержание. Вне этой нормы или при выходе из нее конфликт можно считать в целом деструктивным.
Конструктивные функции конфликта:- конфликт способствует разрядке напряженности в отношениях;
- участники конфликта обмениваются информацией о себе, проверяют друг друга, что может способствовать сближению, а значит, и более успешному решению общих задач;
- конфликты стимулируют и потенциируют изменения в социуме и микросоциуме (группе);
- конфликты развивают социум на основе выявления противоположных интересов, возможностей их системного анализа и определения необходимых изменений;
- благодаря конфликтам поддерживается равновесие в социальной системе;
- происходит переоценка ценностей и норм, как общесоциальных, так и межличностных;
- конфликты способствуют увеличению толерантности и лояльности членов (внутри некой структурной единицы или группы).
- конфликт может приводить к неудовлетворенности участников, ухудшению отношений, формированию несовместимостей, снижению качества результатов общей деятельности;
- возникает почва для уменьшения степени сотрудничества в возможных вариантах будущего, что ведет к общему ухудшению системы коммуникаций и результатов деятельности;
- в ходе конфликта создаются малые группы с характерным замкнутым поведением, которые непродуктивно конкурируют с другими группами;
- по мере развития конфликта у субъектов могут формироваться негативные представления о других участниках конфликта и их целях, а о своих целях как об исключительно
конструктивных и позитивных;
- уменьшается конструктивное общение и общецелевое взаимодействие между конфликтующими сторонами;
- увеличивается враждебность, взаимная неприязнь и ненависть;
- участники конфликта придают большее значение победе в конфликте, чем решению общих задач;
- создаются условия для возникновения и развития новых конфликтов;
- в социальном опыте участников конфликта закрепляются представления о возможности и нормальности насильственных способов разрешения проблем.
Следует заметить, что при анализе конфликта нельзя четко отделить отрицательное от положительного, мы все же люди и психология – вовсе не механика.