Саморазвитие Cамосовершенствование Личностный рост

Манипуляции в общении

Манипуляции в общении

«Ты меня совсем не любишь!», «Я знаю, что для тебя лучше», «Если ты это сделаешь, я уйду от тебя», «Меня никто не понимает!». Если вы хоть раз слышали эти фразы, можете быть уверены – вами пытались манипулировать. Мы и сами часто грешим подобными выражениями. А цель у них одна – добиться желаемого результата. Начиная с детства, мы научились обманывать, изворачиваться, и шантажировать собеседников, чтобы получить желаемое. Однако никто не хочет и не любит быть обманутым. Даже если манипулятором является близкий человек и совсем не жалеет вам зла. А если дело касается манипуляций в деловом общении, то здесь и вовсе нужно быть начеку и не поддаваться на провокации.

Для начала нужно определить, пытаются ли вами манипулировать. Для этого прислушайтесь к своим ощущениям. Если вы беседуете с человеком, который пытается на вас повлиять, вы, несомненно, ощутите чувство неудобства и неловкости. Вы сразу ощутите те эмоции, которые вам придется испытать в случае невыполнения просьбы манипулятора. Наша психика так устроена, что нами можно манипулировать с помощью таких чувств как зависть, гордость, обида, стыд и страх. Задача манипулятора всего лишь ввести нас в ту ситуацию, где мы испытаем эти неприятные чувства и поддадимся на провокации. Чтобы этого не происходило, важно знать какие виды манипуляций в общении могут на вас повлиять:

  • запугивание. Этот вид манипуляций содержит в себе интонации угрозы, использование слов и выражений угрожающих жизни, либо вашему благополучному существованию;
  • скрытое принуждение. С помощью ложных выводов, быстрого переключения тем разговора, а также использования двусмысленных фраз, вас могут принудить принять то или иное решение в тот момент, когда вы этого не осознаете;
  • эмоциональная провокация -направлена на возникновение у человека отрицательных эмоций и переживаний, тормозящих реакцию на происходящее во время разговора;
  • запутывание. Введение человека в заблуждение с помощью ложной либо не до конца сказанной информации.

Манипуляции в деловом общении

Отдельное место в психологии занимают манипуляции в деловом общении. Идя на переговоры, или важную встречу помните о существовании нескольких приемов:

  • заражение. Проще говоря, навязывание человеку собственных взглядов на ситуацию или своего психоэмоционального состояния. Реализуется за счет невербальных средств общения – жестов, мимики, ритма и темпа речи;
  • побуждение. Создание у человека позитивных мотивов к выполнению целей манипулятора, выстраивание логических размышлений в его пользу;
  • игнорирование. Применяется в ситуации, когда манипулятор намеренно старается понизить самооценку собеседника, пренебрежительно относится к его идеям и мыслям. В этом случае манипулятор специально не замечает речи и суждений партнера, избегает зрительного контакта, чем вызывает в партнере чувство неуверенности и тревожности;
  • обесценивание. Используется с целью психологического давления на собеседника. Манипулятор публично высмеивает мысли и предложения партнера, ставит под вопрос компетентность собеседника в обсуждаемой теме, старается понизить его самооценку и вызвать чувство неуверенности в себе.

Способы нейтрализации манипуляции в общении

Совокупность всех этих приемов способна выбить человека из колеи и заставить его усомниться в собственных силах. Однако в раз психология общения допускает манипуляции, то существуют и способы их нейтрализации. Чтобы не попадаться на удочку манипулятора, необходимо усвоить для себя несколько приемов противостояния попыткам повлиять на ваше поведение и принятие решений:

  1. Уход от дискуссии. Это метод позволяет, как бы случайно пропустить атаку манипулятора мимо ушей. Для этого достаточно сымитировать телефонный звонок, что-нибудь «случайно» уронить, или «найти» в глазу соринку. Это поможет сбить с толку манипулятора и выиграть время.
  2. Расставить точки над «i». Метод позволяет сбить с толку манипулятора, заявив ему прямо о его действиях и рассказав об его истинном мотиве. «Зачем вы пытаетесь мне это навязать? Вы хотите меня разозлить?».
  3. Ответная манипуляция. Реализуется за счет использования ответных средств манипулирования. Манипуляции в деловом общенииЭтот метод требует выхода на открытую конфронтацию с манипулятором. Таким образом можно отбить его атаку и вынудить принять невыгодное решение против собственной воли.

И напоследок. Если вы заметили, приемы манипуляции в общении с партнером, не спешите разоблачать своего собеседника. Гораздо интереснее наблюдать за тем, как человек пытается навязать вам свою точку зрения или вынудить вас к принятию не выгодного вам решения. В такой ситуации вы имеете на руках прекрасные козыри в виде контраргументов или открытого заявления, что вы знаете истинные мотивы манипулятора. Будьте уверенны в себе и не поддавайтесь на провокацию, тогда вас невольно начнут уважать и любые попытки манипуляции будут бесполезны.

Похожие статьи
НЛП техники
Аббревиатура НЛП, которая последнее время стала всё чаще и чаще использоваться людьми, которые интересуются психологией и секретами манипулирования людьми в частности, как выяснилось, подразделяется на различные техники. Хотите узнать поподробнее? Читайте наш материал!
Психология поведения
Много веков психологи и те, кто был до них, занимались изучением вопроса, почему человек ведёт себя именно так, а не иначе, в той или иной ситуации. К выводам пришли разным – начиная от того, что поведение человека – это только реакция на определённый стимул, и заканчивая тем, что это высокоразвитая психическая активность.
Психология влияния
Вам наверняка бы хотелось стать человеком, все просьбы, требования и пожелания которого без запинки выполнялись бы другими людьми. И даже если кто-то скажет вам, что это из мира фантастики, вы-то знаете, что такие люди существуют. И как же им это всё удаётся?
Как управлять людьми?
Ни для кого не секрет, что в нашем обществе существуют персоны, которые нередко берут на себя роль кукловодов и управляют поведением других людей. Причём среди них попадаются как мастера своего дела, так и те, манипулирования которых не остаются незамеченными.