Саморазвитие Cамосовершенствование Личностный рост

Психология делового общения

Психология делового общения

Представьте, что вас пригласили на деловую встречу. Вы, конечно, хорошо оделись, вооружились самыми мощными аргументами и решили проявить все свое обаяние. Так как себя вести, чтобы сделка состоялась? Начнем с того, что психология делового общения подразумевает не только хорошие манеры и умение хорошо выглядеть. Прежде всего, это культура речи и умение строить коммуникацию даже с вышестоящими по статусу людьми.

Основы психологии делового общения

Психология делового общения представляет собой совокупность норм поведения, отношения к людям и способам взаимодействия с ними. Так же как и в остальных видах коммуникации, в деловом общении есть два способа передачи информации - вербальный и невербальный. К невербальным средствам относятся мимика, жесты, интонации, прикосновения и дистанцию между партнерами во время общения. Помните: ваши жесты не должны быть резкими, чем больше вы говорите, тем меньше должно быть жестикуляции. Ваша мимика тоже должна быть спокойной. Ваш собеседник не сможет сосредоточиться на разговоре, если вы будете гримасничать. Что касается дистанции – держитесь от вашего партнера по беседе не ближе 50 см, иначе вы нарушите его «интимную зону», чем вызовете у него неуверенность и раздражение. Вербальное общение, подразумевает грамотную речь среднего темпа. Иначе вам не поймут. Не перебивайте партнера и учитесь его слушать. Неумение дослушать мысль до конца - главная ошибка, которая нарушает весь процесс коммуникации. А ваши поспешные выводы могут привести к тому, что партнер начнет от вас обороняться, вместо того что вести конструктивный диалог.

Общаясь с партнером, вы часто можете столкнуться со следующими коммуникационными барьерами:

  1. Барьер мотивации. Возникает в том случае, когда вашему собеседнику не интересно то, о чем вы рассказываете. Это значит, что ваше предложение или ваши мысли об обсуждаемом предмете не вызвали у партнера мотивов вас поддержать. Возникают такие барьеры, когда один партнер является для другого лишь средством для достижения целей.
  2. Моральный барьер. Все ваши навыки делового общения и попытки коммуникации сойдут на нет, если ваш собеседник оказался грубым хамом, либо подлым и непорядочным человеком.
  3. Эмоциональный барьер. Если вы или ваш партнер пришли на встречу в плохом настроении, то неприятные эмоции испортят беседу. Уныние, печаль или раздражение не дадут вам адекватно воспринимать речь собеседника и понимать его точку зрения.

Принципы делового общения

Психология делового общения и управления предполагает разницу в социальных статусах между вами и вашим собеседником. Этическая сторона делового общения подразумевает три принципа общения:

  1. Если вы являетесь руководителем, такое общение имеет форму «сверху-вниз». В этом случае не стоит обсуждать с подчиненным личные темы, не давайте сотрудникам повода увидеть вас в замешательстве или растерянности, защищайте своих подчиненных и не забывайте благодарить их за старания.
  2. Принцип общения «по горизонтали» предполагает равное отношение ко всем коллегам. Не давайте невыполнимых обещаний, старайтесь не показывать свое превосходство перед равными по должности людьми, уважайте своих коллег.
  3. Деловое общение «снизу-вверх». Этот принцип предполагает общение с руководством. Исключите панибратство, не будьте подхалимом, чтобы сохранить к себе уважение. Но и не дерзите начальству. Будьте преданным и верным сотрудником, чтобы ваше деловое общение было на высшем уровне.

Приемы психологии и этики делового общения

Деловая культура и психология общения формировалась долгие годы. Главное значение в этом формировании играла социальная роль человека и его умение соблюдать этические нормы. Чтобы быть убедительным собеседником, необходимо запомнить несколько приемов психологии и этики делового общения:

  • обращайтесь к партнеру по имени, которым он вам представился. Это будет значить, что вы уважаете личность собеседника. К тому же, люди любят, когда их как можно чаще называют по имени;
  • ваши жесты и мимика говорят о вас намного больше, чем то, что вы говорите. Старайтесь чаще улыбаться, это поможет вызвать доверие у партнера;
  • каждый человек имеет потребность в самовыражении. Внимательно и терпеливо слушайте партнера, тогда к вам проникнутся, и если говорить начнете вы, слушатель ответит вам взаимностью;
  • умейте говорить людям комплименты. Когда вы готовитесь к переговорам, запаситесь наборомПсихология и этика делового общения благоприятных и ненавязчивых положительных слов в адрес собеседников. Тогда вам без проблем удастся расположить к себе партнеров по беседе.

Чтобы все ваши переговоры были успешными, вы можете записаться на курсы «Психология делового общения». На сегодняшний день существует масса подобных занятий, рассчитанных на менеджеров, руководителей и тех, кому просто интересна психология и этика делового общения. Если вы не можете себе позволить лично присутствовать на таких тренингах, можно пройти курсы в режиме онлайн, либо купить книги этой тематики. В любом случае, культура вашей речи зависит от вас самих. Ведь чем грамотнее вы умеете вести беседу, тем лучше к вам будут относиться окружающие.

Похожие статьи
Вербальные средства общения
С помощь основного средства вербального общения, я именно речи, можно не только передать какую-либо информацию, но и сложить определённое впечатление о себе. С какими проблемами в общении вы можете столкнуться и как их можно избежать, мы расскажем в этом материале.
Виды речевой деятельности
Вы берёте в руки книгу и начитаете читать её вслух своему маленькому ребёнку. А знаете ли вы, что в этом самый момент лично вы используете два вида речевой деятельности – чтение и говорение, а ваш малыш пока только один – слушание? Всего же существует целых 4 вида речевой деятельности.
Общение и деятельность
Наверное, нет такого вида коллективного труда, при котором сотрудникам бы не приходилось общаться. А что именно подразумевают психологи, когда употребляют словосочетание «общение и деятельность»? Об это мы и поговорим в нашем сегодняшнем материале.
Потребность в общении
Задумывались ли вы, почему одни люди не могут прожить и нескольких часов без общения или хотя бы просмотра страничек в социальных сетях, а иные могут годами жить в уединении и ограничивать свои контакты до минимума? Ответ на этот вопрос мы и попытаемся найти в нашем сегодняшнем материале.