Саморазвитие Cамосовершенствование Личностный рост

Социально-психологический климат в коллективе

Человек является социальным существом, поэтому одним из факторов удовлетворенности человека работой является социально-психологический климат в коллективе. Каждому руководителю необходимо знать, какой социально-психологический климат в коллективе, которым он управляет, так как от этого зависит успешность деятельности каждого члена рабочей группы и всего трудового коллектива в целом.

Сущность социально-психологического климата

В любом коллективе отношения между его членами определяются производственной деятельностью. Такие отношения называют

формальными. В большей степени эти отношения определяются задачами коллектива, общей целью и статусами каждого члена коллектива. Однако есть иная сторона межличностных отношений - неформальная. Она не обусловлена трудовыми задачами и никак не регламентируется свыше, но ее влияние в некоторых случаях может оказаться сильнее формальной стороны. Неформальные межличностные отношения называют социально-психологическим климатом. Он обусловлен силой, качеством и прочностью внутренних связей между сотрудниками предприятия.

Основными видами социально психологического климата являются такие:

1. Благоприятный социально-психологический климат является важным условием формирования и развития творческой инициативы работников. Роль положительного психологического климата в коллективе:

  • компенсирует неинтересный или непривлекательный труд;
  • помогает пережить тяжелые времена, которые бывают у каждого предприятия;
  • уменьшает текучесть кадров;
  • повышает производительность каждого члена коллектива;
  • настраивает трудовую группу на положительное решение возникающих проблем;
  • объединяет членов коллектива для достижения единой производственной цели;
  • облегчает руководителю управление группой.

2. Неблагоприятный социально-психологический климат является одной из проблем, которая может привести предприятие к кризисному порогу. Негативная атмосфера в коллективе приводит к таким последствиям:

  • уменьшает производительность труда;
  • отвлекает работников от основной деятельности;
  • тормозит развитие предприятия, мешает введению инновационных технологий;
  • делает коллектив слабоуправляемым.

Предприятие с негативной атмосферой в коллективе постепенно снижает темпы производства, появляется частая смена кадров.

Благоприятный социально психологический климат

Первостепенной задачей каждого руководителя является создание благоприятного социально-психологического климата в коллективе. Это поможет гораздо быстрее и проще достичь поставленных перед трудовой группой задач.

Негативная атмосфера в коллективе обуславливается определенными людьми. Поэтому в задачу руководителя входит выявление этих людей и работа с ними.

Благоприятный климат имеет такие характеристики:

  • членам коллектива нравится быть вместе;
  • работники отмечают вместе праздники, встречаются в нерабочее время;
  • благоприятный социально психологический климат
  • в группе доминирует положительное восприятие труда;
  • взаимоотношения базируются на принципах справедливости, доброжелательности, взаимопонимания;
  • коллектив гордится своим составом и достижениями;
  • работники, входящие в группу, оптимистично настроены и легко откликаются на нововведения.

Стараясь оптимизировать коллектив, руководитель должен опираться на самых влиятельных членов коллектива, по отношению к которым он может применять различные воздействия. Неформальный лидер должен иметь такие качества, как активность, оптимизм, трудолюбие, сознательность.

Похожие статьи
Искусство убеждения
Искусство убеждения не зря названо искусством, так как многие приложив массу усилий по овладению им, так ничего и не добились. Эта статья расскажет о том, что необходимо для овладения искусством убеждения.
Манера общения
В этой статье речь пойдет о влиянии манеры общения человека на многие области его жизни, отношения с людьми и общее представление о человеке с теми или иными манерами.
Как оскорбить человека по-умному?
Эта статья расскажет о том, как дать достойный отпор тому, кто оскорбляет, хамит и проявляет чрезмерную агрессию, но сделать это с честью и достоинством.
Как научиться разбираться в людях?
Умение разбираться в людях приходит с опытом, но все равно, при условии, что человек стремиться освоить это умение, наблюдает и анализирует поведение, мимику и жесты и пр.