Саморазвитие Cамосовершенствование Личностный рост

Активное слушание

Активное слушание

Умение налаживать контакты, вызывать доверие и симпатии своих собеседников пригодится любому человеку – и в личной, и в профессиональной сфере. Этому можно обучиться, используя специальные психологические приемы, например, технику активного слушания.

Когда применяется активное слушание?

Этот способ ведения беседы практикуют психологи-консультанты. Он помогает им создать атмосферу комфорта и доверия, а их клиентам – выразить или полнее осознать свои чувства и переживания. Если же эта техника используется в деловом или бытовом общении, собеседник точно так же открывается, чувствуя, что его поддерживают и хотят понять. К тому же активное слушание может нейтрализовать эмоции обиды или гнева, а значит, сводит на нет возможность конфликта.

Активное слушание – настоящее и мнимое

Многие думают, что «слушать активно» - значит поддакивать и кивать головой, хотя на самом деле можно не соглашаться с услышанным или вовсе думать о чем-то постороннем. Иногда - еще переспрашивать или повторять сказанное своими словами, чтобы показать внимание и заинтересованность. Однако такое поведение в разговоре – далеко не активное слушание.

Но каким тогда должно быть активное слушание? Оно предполагает большую внутреннюю работу того партнера по общению, который пользуется этим приемом. Он не просто вежливо изображает интерес. Он действительно внимателен, потому что хочет понять точку зрения собеседника и для этого использует такие приемы:

  • демонстрирует заинтересованность – поворачивается к собеседнику, слегка повторяя его позу и немного наклоняясь в его сторону;
  • поддерживает и поощряет – говорит: «Мне интересно, продолжайте», «У меня достаточно времени, мне важно услышать, что вы скажете»;
  • уточняет – просит рассказать о дополнительных деталях, говорит: «Правильно ли я понял, что…»;
  • перефразирует – повторяет своим словами услышанное, выделяя главное, подводя итог. Собеседник может изменить или откорректировать свою точку зрения, услышав ее из других уст;
  • развивает идею – подхватывает ход мыслей партнера, показывает, что понимает логику его рассуждений;
  • выражает свое отношение – говорит: «Очень важно то, что вы сказали», «Меня тронули ваши слова»;
  • проявляет понимание – показывает, что чувства собеседника естественны, что другой на его месте испытывал бы то же самое.
Обязательные принципы активного слушания
  1. Безоценочное отношение. Вы сохраняете нейтрально-позитивную позицию и признаете право другого человека отличаться от вас и иметь свое мнение. Вы не стремитесь соглашаться с ним или переубедить его. Вы уважаете его личность и взгляды.
  2. Доброжелательность и учтивость. Вы сохраняете спокойствие и избегаете категоричных высказываний. Устанавливаете контакт и смотрите в глаза собеседнику с вниманием и участием, а не испытывающе. Поощряете его говорить, но не задаете слишком много вопросов и не перебиваете, даже если он говорит очень эмоционально и долго. А также не торопите его и не стремитесь заполнить паузы, если он замолкает.
  3. Собеседники
  4. Искренность. Вы должны по-настоящему хотеть слушать и понимать своего собеседника. Если вам неинтересно и вы прибегаете к технике активного слушания просто так, вам лучше вообще не пользоваться ею. Она не принесет никаких результатов, вы не попадете в точку, пытаясь разгадать причины поведения или настроения своего партнера, а он, скорее всего, окажется разочарован, и беседа будет испорчена. Если вы устали, плохо себя чувствуете или не настроены на серьезный разговор – отложите беседу или просто позвольте человеку выговориться, но не подменяйте формальной вежливостью настоящее активное слушание. Так же поступайте, если ваш партнер не готов к общению и избегает разговора о своих проблемах или чувствах.

Правильное поведение и искреннее желание выслушать и понять собеседника сделает общение доверительным и более приятным, позволит вашему партнеру выпустить пар и выговориться, сказать больше, чем он намеревался, без проявлений агрессии или враждебности. Только так вы сумеете лучше узнать его и выстроить более позитивные и эффективные взаимоотношения.

Похожие статьи
Русский язык в международном общении
Ни для кого не секрет, что самым интернациональным языком является английский. Но а как обстоят дела с нашей родной русской речью? Ведь этот язык считает родным огромное количество людей! Вот о том, какое место занимает русский в международном общении, мы сейчас вам и расскажем.
Особенности морали
Мораль – это нормы, регулирующие поведение людей в социуме. Кто устанавливает моральные и этические законы, каковы они и всегда ли должны соблюдаться? Об этом мы и поговорим в нашем материале.
Как стать общительным человеком?
Общение способствует многому в жизни человека, от создания семьи до продвижения по служебной лестнице, поэтому много книг и видео-уроков посвящены обучению правильному общению.
Как перестать стесняться?
Стеснительность вполне нормальное явление, но только не в том случае, когда ее проявления чрезмерны и мешают в достижении поставленных целей. Мы расскажем в этой статье, как избавиться от застенчивости и стеснительности.