Саморазвитие Cамосовершенствование Личностный рост

Искусственная монополия

Искусственная монополия

С понятием монополизации в тех или иных сферах экономики, пожалуй, хоть раз в жизни сталкивался каждый из нас. Мы знаем, что практически в каждом государстве существует антимонопольный орган, призванный без устали отслеживать экономические тенденции к появлению на рынке предприятий-монополистов. Слышали мы также и о том, что естественная и искусственная монополии являются предметом изучения учеными-экономистами. В целом, у большинства из нас закрепилось в достаточной мере стойкое отношение к теме монополизации чего бы то ни было как к негативному явлению. Так что же такое монополия – естественная и искусственная, и с чем ее «едят»?

Признаки монополизации

Монопольный рынок с точки зрения экономической теории характеризуется следующими особенностями:

  • наличие в пределах одной отрасли единственного производителя какого-либо товара или услуги;
  • продукция предприятия-монополиста обладает уникальными свойствами, не имея близких по сути аналогов и заменителей;
  • присутствие барьеров (искусственного или естественного характера), не позволяющих новым производителям выйти на рынок;
  • определение стоимости продукции и объемов ее выпуска только одним производителем.

В теории построить такую модель экономических отношений вполне реально, а вот встретить на практике почти невозможно. Именно поэтому формы естественной и искусственной монополии считаются условными рыночными структурами.

В чем отличие искусственной монополии от естественной?

Существует два основных вида искусственных монополий:

  • первые имеют в своей основе рост концентрации производства;
  • вторые основаны на базе предоставления различных патентов, лицензий и других прав интеллектуальной собственности.

Искусственная монополия, выросшая на производственной базе, отличается высокой эффективностью процесса производства товаров и услуг. Это происходит в силу того, что преодолев конкурентную борьбу, на рынок выходят предприятия, оснащенные наиболее передовой технической базой, имеющей низкий уровень издержек при эксплуатации. Примеры искусственной монополии данного вида встречаются в реальной жизни, но не очень часто. Тут речь может идти о компаниях, достигших такого уровня материально-технической базы и менеджмента, который позволяет им снизить расходы на изготовление продукции. Соответственно, ее стоимость для конечного покупателя снижается настолько, что другим предприятия отрасли просто нет смысла изготавливать подобные товары.

Искусственная монополия второго вида возникает в силу предоставления только одному предприятию патентов и разрешений на производство какой-либо продукции. Это может касаться различного рода изобретений, ноу-хау или ограниченного доступа к определенному ресурсу. Такие искусственные монополии имеют формы, основанные на преференциях, в том числе, и от государства, и существуют в большинстве стран мира.

Для примера разберем такую ситуацию. В Москве, как всем известно, одним изИскусственные монополии в россии видов городского транспорта является метро. Это вариант естественной монополии, поскольку создать конкуренцию в этом сегменте просто невозможно. Даже если отбросить громадные затраты на строительство второго метрополитена, сделать это практически нереально ввиду отсутствия такой технической возможности. С другой стороны, наземный транспорт столицы предоставляется компанией «Мосгортранс», и это чистой воды искусственная монополия. Ведь вполне реально выпустить на рынок и других перевозчиков-конкурентов, но власти не дают такого разрешения. Так рождаются сегодня искусственные монополии в России и в других странах мира. И, согласитесь, в части из них есть объективный смысл.

Похожие статьи
Конкуренция и монополия
В современной экономике понятия конкуренции и монополии выступают как две противоположности: в условиях конкуренции нет места монополии, и в тоже время монополисты стараются не допустить конкуренции в своей отрасли. Подробнее об этом вы можете узнать из нашего материала.
Рынок совершенной конкуренции
Такое понятие, как рынок совершенной конкуренции, представляет собой ситуацию, когда все предприятия, занимающие определённую нишу на рынке, имеют равные возможности и условия, но в то же время не могут влиять на ценовую политику. В чём же достоинства и недостатки такой структуры?
Понятие юридического лица
Все мы слышали такие термины, как физическое и юридическое лицо. И если с физическими лицами ещё более или менее понятно, так как это, грубо говоря, все живущие в стране люди, то понятие "юридическое лицо" таит в себе некоторые особенности.
Провалы рынка
Послужить причинами провала рынка может масса различных факторов – это и недостаток конкуренции, в условиях которой возникает монополия и внешние эффекты, такие как загрязнение окружающей среды. Об этих и других основаниях рыночного фиаско мы поговорим в этом материале.