Саморазвитие Cамосовершенствование Личностный рост

Конкуренция и монополия

Конкуренция и монополия

Эти два понятия в экономике связаны настолько, что в ряде случае выступают прямыми антонимами друг другу. Понятие конкуренции и монополии в экономической теории изучается очень глубоко и подробно. Для того чтобы понять сущность рыночных отношений, необходимо рассмотреть идеальную модель рынка – совершенную конкуренцию в отсутствии монополии. Ее основные признаки:

  1. На рынке представлены одинаковые по свойствам товары от разных производителей. В этом случае ориентиром для покупателя служит стоимость продукции. Регулирование спроса на товар происходит путем варьирования цен.
  2. Число участников рынка ничем не ограничено, нет преград для вступления в рыночные отношения и выхода из них.
  3. На рыночную стоимость товара никто не может оказать влияния. Производитель продает столько продукции, сколько может реализовать по действующей стоимости.
  4. Все участники рынка осведомлены об уровне спроса и предложения, ценах, нормах прибыли.
  5. Отсутствие брендов, что делает продавцов равными перед покупателями.
  6. Мобильность ресурсов, влияющая на выравнивание цен.

Современному рынку свойственны и конкуренция, и монополия. Модели совершенного рынка встретить в современном мире невозможно, поэтому в большинстве случаев речь идет о несовершенной конкуренции.

Сравнение монополии и конкуренции

В отличие от свободно конкурирующего, монополистическому рынку свойственны следующие признаки:

  1. На рынке есть только 1 продавец, предлагающий уникальный товар. Пример: принципиально новый по своим свойствам товар.
  2. Продавец единолично осуществляет контроль цен, поставок продукции. Конкуренция в условиях монополии невозможна, поскольку продавец не соглашается с ценой, а диктует ее.
  3. Для конкурентов монополиста возводятся непреодолимые препятствия по вхождению на рынок. Взаимосвязь конкуренции и монополии в этом случае прослеживается таким образом: чем выше монополизация, тем меньше конкурентных возможностей на рынке. Таким образом, приходим к выводу, что совершенная конкуренция и чистая монополия – понятия, прямо противоположные, но они являются неким эталоном для сравнения других форм рынка.
  4. Рынку в условиях монополии свойственно наличие дефицита.

Понятие конкуренции и монополии: естественные и искусственные барьеры

В современных рыночных условиях монополизация не может восприниматься только лишь как враг покупателей и, возможно, общества в целом. В ряде случае монополия просто необходима, таким образом возникают естественные монополисты. В качестве примера можно привести газовые предприятия, организации водоснабжения, линии связи. В большинстве случаев подобные компании принадлежат государству, которое контролирует их работу.

Для чего нужные естественные монополии? Для экономии ресурсов, поскольку крупная организация обладает рядом конкурентных преимуществ перед более мелкими: низкие издержки, большая мощность и техническая оснащенность, высокая производительность труда и т.д.

Совершенная конкуренция и чистая монополия

Искусственные монополии – это состояние рынка, где конкурентам вход на рынок затруднен наличием особых барьеров. В качестве примера можно привести выдачу лицензий и патентов. Запатентовав свое ноу-хау или изобретение, компания выставляет запрет все другим участникам рынка использовать в своем производстве данное решение или инновационный продукт. Так она получает неоспоримые преимущества в виде снижения себестоимости товаров, вытесняя, таким образом, конкурентов.

Для нормального функционирования любого рынка необходима и конкуренция, и монополия, но только если речь идет о естественной рыночной монополизации.

Похожие статьи
Рынок совершенной конкуренции
Такое понятие, как рынок совершенной конкуренции, представляет собой ситуацию, когда все предприятия, занимающие определённую нишу на рынке, имеют равные возможности и условия, но в то же время не могут влиять на ценовую политику. В чём же достоинства и недостатки такой структуры?
Понятие юридического лица
Все мы слышали такие термины, как физическое и юридическое лицо. И если с физическими лицами ещё более или менее понятно, так как это, грубо говоря, все живущие в стране люди, то понятие "юридическое лицо" таит в себе некоторые особенности.
Провалы рынка
Послужить причинами провала рынка может масса различных факторов – это и недостаток конкуренции, в условиях которой возникает монополия и внешние эффекты, такие как загрязнение окружающей среды. Об этих и других основаниях рыночного фиаско мы поговорим в этом материале.
Информационный рынок
Относительно новым, но уже прочно занявшим свою нишу в мировой экономике является информационный рынок или иначе, рынок информационных продуктов и услуг. А вот подробнее о том, что это такое и с чем его «едят» мы и расскажем вам в нашем сегодняшнем материале.