Саморазвитие Cамосовершенствование Личностный рост

Невербальное поведение

Невербальное поведение

Общение людей - это не только взаимный обмен информацией. Взаимодействуя с каждым собеседником, мы невольно начинаем следить за его позой, жестами, мимикой, а проще говоря - изучать его. От того, к каким выводам мы придем, завершив познание своего собеседника, будет зависеть наше к нему отношение. Такая совокупность внешних проявлений человеческой манеры общения называется невербальным поведением. По своей сути оно является сопровождением наших внутренних переживаний и внешней формой проявления нашего внутреннего мира.

Особенности невербального поведения

Невербальное поведение человека в разных видах коммуникации может не только заинтересовать собеседника, но и оттолкнуть его. Вряд ли клиент станет вам доверять, если ваши глаза будут бегать по сторонам, руки выполнять мелкие движения, а плечи будут сильно опущены. Для собеседника ваше невербальное поведение и общение является открытой книгой, прочитав которую, он сформирует о вас определенное мнение. Поэтому важно знать те функции, которые несет в себе характеристика невербального поведения человека:

  • является средством идентификации партнеров;
  • экономит речевое сообщение;
  • создает определенный образ партнера по коммуникации;
  • является индикатором психического состояния личности в момент общения;
  • уточняет понимание сообщения;
  • создает образ собеседника;
  • поддерживает уровень психологической близости тех, кто общается.

Заостряя внимание на последней характеристике, следует сказать, что психология невербального поведения также различает несколько уровней психологической близости. Иными словами, расстояние, на котором общаются два человека, тоже имеет принципиальное значение для успешного исхода беседы. Это своего рода жизненные пространства, к которым могут допускаться далеко не все собеседники. Случайно приблизившись к партнеру на недопустимо близкую дистанцию, вы рискуете стать если не раздражителем, то, по крайней мере, вызвать дискомфорт и неуверенность у собеседника.

Существует четыре расстояния, на которых может происходить коммуникация:

  1. Публичное. Составляет примерно 400-750 см. Подходит для того, чтобы выступать перед аудиторией.
  2. Социальное. Составляет 120-400 см. Используется для общения с чужими и незнакомыми людьми, а также при официальной деловой беседе.
  3. Персональное. Расстояние равное 45-120 см. Обычно на такую дистанцию допускаются близкие друзья, либо хорошо знакомые собеседники.
  4. Интимное. 0-45 см. Расстояние, предназначенное только для близких людей. При нарушении такой дистанции у человека возникает чувство дискомфорта. (Например, оно возникает в переполненном автобусе, когда чужие люди вплотную прижимаются друг к другу).

Анализ невербального поведения

Чтобы понять, как человек вас оценивает и какую реакцию в его душе вызывают ваши слова, нужно провести анализ действий и телодвижений партнера. Интерпретация невербального поведения вашего собеседника позволит понять, что за человек перед вами и стоит ли доверять его словам. Анализ невербального поведения позволяет увидеть реакцию собеседника на какой-либо раздражитель или боль. Это состояние будет проявляться в позе человека, а также его жестах и мимике. На что следует обратить особое внимание:

  • жестикуляция. Общаясь с человеком, стоит помнить, что жесты бывают «открытыми» и «закрытыми». Если ваш собеседник не горит желанием с вами общаться и говорит неискренне, то вы увидите руки сомкнутые в замок либо скрещенные на груди, жесты, прикрывающие рот и нос, а также характерную позу «нога на ногу». Если ваш собеседник нервничает, то его руки будут совершать великое множество мелких движений. Постукивание кулаком или ладонью по столу в такт речи нужно воспринимать как попытку давления. А широкие жесты и размахивания говорят о том, что ваш собеседник явно приукрашивает то, о чем говорит;
  • осанка. Если ваш собеседник аристократично выпрямил спину и широко расправил плечи, то перед вами уверенная в себе личность. Такой партнер по общению будет излучать спокойствие и уважение к собеседнику. Однако не путайте его с человеком, у которого излишне прямая спина и «грудь колесом». Анализ невербального поведенияТакой собеседник демонстрирует перед вами свое превосходство и настроен агрессивно. Если ваш партнер ссутулился, опустил плечи и сгорбился, то он ещё обязательно проявит себя, как податливого, неуверенного в себе человека.

Чтобы произвести на собеседника благоприятное впечатление, не обязательно постоянно контролировать свое невербальное поведение. Достаточно запомнить несколько правил: смотрите собеседнику в глаза, но не делайте это вызывающе. Выражение вашего лица должно соответствовать тому, о чем вы говорите, не смейтесь когда говорите о чем-то грустном. Сидя перед человеком, примите расслабленную позу, не зажимайте руки и ноги. Говорите с партнером четко и громко. Проще говоря – будьте проще, открытее, увереннее в себе, и люди начнут вас уважать.

Похожие статьи
Как научиться красиво улыбаться?
Улыбка играет огромную роль во взаимодействии человека с окружающим миром. И пускай все подшучивают над американцами с их несводимой с лица улыбкой, никто не станет спорить, что живут-то они получше нас. Так может всё-таки стоит взять на вооружение это правила и научится улыбаться?
Мимика и жесты
О том, что по мимике и жестам людей можно определить какие эмоции они испытывают, что хотят скрыть, а к чему наоборот привлечь внимание, предугадать их поведение и даже реакцию – знают многие. Но на что конкретно указывает то или иное движение?
Мимика и жесты в общении
Мимика и жесты - невербальные способы человеческого общения, которые имеют свой язык (бодиленгвидж). Зная этот язык можно научиться лучше понимать собеседника и различать скрытые мотивы, если таковые имеют место быть.
Невербальные способы общения
В этой статье мы поговорим о невербальных способах общения, таких, как мимика, жесты, взгляды. Умение "читать" собеседника по невербалике полезный навык для эффективного общения.