Саморазвитие Cамосовершенствование Личностный рост

Перцептивная сторона общения

Перцептивная сторона общения

В общении участвуют, как минимум, два человека. Каждый из них активен, каждый стремится донести свои цели, намерения, настроения до другого, одновременно пытаясь понять и его самого. Этот процесс восприятия и оценки собеседниками друг друга называется перцепцией или перцептивным компонентом общения, и он крайне важен для успешного контакта людей.

Характеристика перцептивной стороны общения

Перцепция, или восприятие своего собеседника, происходит как наблюдение и анализ внешних особенностей человека, его поведения и жестов, интонации и манеры говорить. Отслеживая эти проявления, каждый партнер по общению составляет общее впечатление о другом, вникает в его мотивы, изменяет и подстраивает под него свое поведение. Получается, что благодаря перцептивной стороне общения люди могут понимать друг друга, достигать согласия и возможности совершать какие-либо совместные действия.

Перцептивный аспект общения – другой в моих глазах и «Я» глазами других

Это взаимное восприятие не ограничивается только наблюдением за собеседником. Важной характеристикой перцептивной стороны общения можно считать и то, что оценивая партнера, человек одновременно отслеживает, как тот относится к нему самому: насколько приятно ему их общение, разделяются ли им ценности и установки, соглашается ли он с выводами.

Поэтому при каждой беседе или взаимодействии люди не только оценивают друг друга, но анализируют реакцию собеседника на свое поведение и ситуацию в целом – при помощи приемов идентификации и рефлексии.

Идентификация – это довольно распространенный способ восприятия других. Им пользуются все, когда пытаются понять кого-либо и ставят себя на его место, переносят собственные состояния и особенности на окружающих.

А рефлексия помогает узнать, как другие относятся к нам. Воспринимают ли они нас как достойных людей, добрых, умных и интересных собеседников или же оценивают отрицательно?

Мнение, которое сложилось у собеседников друг о друге, существенно влияет на эффективность их взаимодействия и дальнейших отношений. И оно может оказаться неверным.

Что мешает объективной оценке?

Существует несколько факторов, которые могут искажать впечатления о других людях; их называют феноменами (или эффектами) межличностного восприятия.

Эффект ореола – это преобладание какого-то одного сильного впечатления о человеке, которое переносится на всю его личность. Например, все недостатки при этом могут оправдываться или, наоборот, общее неблагоприятное мнение заставит воспринимать достоинства человека как притворство и лицемерие.

Эффект первичности – похож на эффект ореола. Только в этом случае первая информация о человеке становится самой запоминающейся и важной, она определяет отношение ко всем его поступкам и в будущем практически не подвергается изменениям.

Эффект последней информации – дает тот же результат, только за основу берутся самые последние сведения о человеке. Они могут перечеркнуть прежнее отношение к нему, изменить его на противоположное.

Перцептивный аспект общения

Эффект проецирования – проявляется в склонности людей приписывать другим свои собственные установки, эмоции, мнения или привычки, иначе говоря, судить их по себе. И если кто-то считает, что все вокруг скупые, упрямые или нечестные, стоит задуматься – почему он так думает?

Учитывая эти феномены и значимость перцептивного аспекта общения, надо быть внимательными и к себе, и к окружающим. Ведь для успешного установления контакта с другими людьми важно не ошибиться в своих оценках. Изменять их, если изменяется поведение партнера, и меняться самому, если теряется взаимопонимание.

Похожие статьи
Психология конфликта
Такое понятие как конфликт изучается психологами уже достаточно долго. Тем не менее, далеко не все умеют смотреть на конфликты с точки зрения психологии, а тем более предпринять правильные действия для их решения. В этой статье мы расскажем вам, что думают по этому поводу учёные.
Этика деловых отношений
Вы прошли собеседование на должность в какой-либо компании и теперь с волнением ждёте своего первого рабочего дня? А поинтересовались ли вы дресс-кодом вашего нового «второго дома»? Да и вообще, может быть в данной компании существуют особые принципы этики деловых отношений?
Как контролировать свои эмоции?
Далеко не каждый из нас может похвастаться умением контролировать свои эмоции. Наоборот, чаще всего мы жалуемся, что в порыве чувств натворили такого, что ещё долго придётся расхлёбывать. Вам не кажется что пришло время показать своим эмоциям, кто здесь хозяин?
Речь в психологии
Никто не будет отрицать, что язык и речь является не только очень важной частью нашей жизни, а скорее даже неотъемлемой. Психологи же смотрят на понятие «речь» несколько с иной стороны, исследуя то, какое влияние оказывают на других произносимые нами слова.