Саморазвитие Cамосовершенствование Личностный рост

Cтратегии поведения в конфликте

стратегии поведения в конфликте

Конфликт, то есть несогласие между двумя или более сторонами, участниками или группами участников – совершенно нормальное явление жизни. Любой конфликт возникает на основе противоречия и обязательно тем или иным образом разрешается (иногда этот процесс может быть очень небыстрым, затяжным и многоактовым).

Вообще, в современной психологии выделяется такое направление как конфликтология, которая, собственно, и изучает предмет. Следует понимать, что конфликт – явление не всегда негативное, поскольку конфликты могут приводить как к деструктивным, так и конструктивным решениям (в последних случаях, та или иная ситуация становится более гармоничной).

Люди взаимодействуют в процессе совместной деятельности, и, разумеется, конфликты возникают постоянно. И на почве личных отношений, и в результате разного отношения к различным рабочим моментам. Рабочие конфликты абсолютно нормальны. Более того, рабочий конфликт – это способ разрешения ситуации. К этому следует относиться по возможности спокойно. Однако тот факт, что мы все-таки люди, некоторым образов, обязывает каждого из нас (мало-мальски грамотных и воспитанных) при участии в конфликтах вести себя достойно, прилично и конструктивно (в конце концов, это работает не только, что называется, на пользу дела, но и повышает рейтинг и авторитет личности).

Осознанный выбор основной стратегии поведения личности в конфликте очень важен. Для конструктивного разрешения конфликта им следует управлять.

5 стратегий поведения в конфликте

Настойчивость (может доходить до степени жесткого принуждения)

Один из участников поведения (или группа) пытается заставить другого (других) принять свою точку зрения (то есть действовать по приказу), не считаясь с их мнениями и интересами. Естественно, никоим образом такая стратегия не приводит к улучшению психологического климата в группе и ухудшает отношения между сторонами конфликта. Однако такой способ разрешения конфликта может быть весьма эффективным для выполнения задачи, особенно если ситуация угрожает существованию самой организации (группы) или является препятствием на пути достижения выбранных целей.

Уход (то есть уклонение)

Участник стремится любым возможным способом уйти от конфликта (разумеется, и от участия в принятии решений). Конечно же, такая позиция может быть уместной в случаях, когда предмет разногласий не представляет особой ценности, когда на данный момент недостаточно условий для конструктивно разрешения конфликта, если один из участников принципиально не желает продолжать (по ценностно-этическим соображениям), когда конфликтная ситуации не является вполне реалистической.

Приспособление (то есть, уступчивость)

Участники конфликта отказываются от собственной позиции и заявленных интересов, чтобы уступить другому. Такое решение целесообразно в случаях, когда предмет разногласий имеет для данного участника конфликтной ситуации меньшую, чем взаимоотношения с оппонентом ценность. Руководителям, однако, следует понимать, что частая практика такого выбора вредит эффективности действий группы.

Компромисс

Одна или обе участвующих в конфликтной ситуации сторон приходят к соглашению, уступая друг другу лишь до определенной степени. В ситуациях управления действиями группы способность к компромиссу оценивается весьма высоко, поскольку не только обуславливает относительно быстро и эффективно разрешить конфликтную ситуацию, но и гармонизирует отношения. Следует,стратегии поведения личности в конфликте тем не менее, понимать, что компромисс может впоследствии приводить к определенной неудовлетворенности участников конфликта. На этой почве могут возникать новые конфликты.

Сотрудничество (часто наиболее эффективная и гармоничная стратегия, поведение умных и воспитанных людей, стремящихся найти решение проблемы)

Участники конфликта уважают мнения других и стремятся понять друг друга. Такая позиция не только создает общеудобный подход к анализу причин противоречий и разногласий, но и помогает находить приемлемые для участвующих сторон решения.

Похожие статьи
Чувство собственного достоинства
в этой статье мы расскажем о нравственно-ценостной категории - достоинстве, о развитии и воспитании чувства собственного достоинства и функциях его в социуме.
Внутриличностный конфликт
От внутриличностного конфликта никто не застрахован, поэтому знание о видах такого рода конфликтов и путей их разрешения будут не лишними, по причине того, что такие знания дают возможность путем наименьших потерь разрешить конфликт внутри себя.
Рациональное поведение
Знание о функциях рационального поведения в межличностных отношениях, в первую очередь поможет лучше понять своего собеседника и избежать конфликтных ситуаций.
Структура конфликта
Понимая структуру конфликта каждый способен выявить его на ранних стадиях зарождения, тем самым избежать его или же грамотно и безболезненно выйти из уже существующего.