Психология общения с людьми

Пользоваться успехом у собеседников, превращая их в друзей, а оппонентов настраивать на мирный, доброжелательный лад – прекрасная способность! Недаром умение общаться относится к самым важным качествам человека. Но, увы, в наших беседах случаются ссоры и недопонимания, мы часто переходим на резкий, агрессивный тон, и общение превращаем в конфликт.
На самом деле, каждый сталкивается с трудностями в процессе диалога. И тех, кто хочет успешно их преодолеть, начинает интересовать психология общения с людьми. Это и правильно – чтобы научиться делать что-то хорошо, надо сначала разобраться, с чем мы имеем дело и какие нам нужны способности.
Итак, что такое общение?В психологии понятие общения раскрывается как установление контакта с другим человеком и развитие отношений с ним – деловых, дружеских или интимных. Контактируя, мы обмениваемся не только информацией, а еще чувствами и состояниями. И в этом состоит суть общения с людьми, его психология – возможность делиться своими эмоциями, дарить заботу и чувствовать ее в ответ, учить или любить, создавать что-то вместе или просто приятно проводить время друг с другом.
Как сделать общение именно таким – комфортным и успешным?Проявлять коммуникативную компетентность. Этим понятием в психологии обозначается эффективное общение. Таким оно становится благодаря воспитанию и жизненному опыту человека, определенным способностям и чертам характера, а также специальному обучению. Но психология успешного межличностного общения предполагает еще понимание своего партнера, видение его чувств и целей, возможных реакций, умения определять его готовность к диалогу или враждебность.
Есть специальные приемы, которые научат вас этому. Тренируйтесь при любом удобном случае, чтобы приобрести этот важный навык!
В общественных местах:
Наблюдайте за людьми – обратите внимание на их одежду, походку, выражения лиц. Попробуйте по виду и повадкам человека угадать его профессию и семейное положение, интересы и характер; какое настроение и какие мысли у него сейчас?
Вступайте в диалог с незнакомыми людьми, уточняйте дорогу или время. Старайтесь задавать вопросы так, чтобы вам захотели ответить. А еще попробуйте пообщаться с большим количеством людей за короткий срок – после этого вам будет гораздо проще устанавливать любые контакты.
С друзьями:
Играйте парами в такую игру: 1 минуту смотрите в глаза своему партнеру, молча и не отрывая взгляда. Затем проанализируйте, что вы смогли почувствовать за это время, что испытали.
Одному из друзей завяжите глаза и просто прикасайтесь к нему по очереди. Сможет ли он узнать, кто именно коснулся его? Что он чувствовал при каждом прикосновении? Чем они отличались, какую информацию давали о подошедшем человеке?
И еще:
Читайте книги по психологии, изучайте эффективные способы общения с людьми: расширяйте круг своих знакомых, проявляйте интерес к собеседникам, внимательно слушайте их и сами говорите понятным и легким языком, будьте приветливым и открытым.
Компетентность в деловых контактахДеловая коммуникация особенно важна. Если она выстраивается правильно – достигаются соглашения и создаются новые проекты, а если в ней возникают проблемы – переговоры оказываются неудачными, подчиненные конфликтуют между собой или с начальством и эффективность их деятельности падает.
Поэтому психология общения на работе всегда предполагает соблюдение делового этикета. Особенно во время споров и разногласий. Ведь лучше предотвратить конфликт, чем искать способы выхода из него. Поэтому вступая в полемику, сначала выясните, почему ваш собеседник не согласен с вами, почему упорно придерживается своей точки зрения?
Затем скажите, в чем он действительно прав и с чем вы готовы согласиться. Только после этого поделитесь своими мыслями и укажите партнеру на его ошибку или просчет – деликатно и спокойно. Никогда не устраивайте публичных разбирательств, не критикуйте людей в присутствии их коллег.
Помните, что успех любого межличностного общения – это не только изучение психологии людей и освоение специальных техник и приемов. Ваш подход к этим людям, отношение к ним и желание установить с ними контакт – вот основа эффективного взаимодействия.