Саморазвитие Cамосовершенствование Личностный рост

Жизненный цикл товара

Жизненный цикл товара

Перед началом производства нового продукта наиболее важным является определение правильной маркетинговой стратегии его продвижения с целью получения максимальной прибыли. Для облегчения этой задачи была разработана теория жизненного цикла товара, которая изучает спрос на товар в зависимости от стадии развития, на которой он находится.

Для чего нужно понятие «жизненный цикл товара»?

Зная стадии жизненного цикла товара, компания может планировать, какое именно изделие и в какое время выпускать в продажу, необходимо ли его модернизировать или же вообще прекратить производство полностью устаревшего продукта. Благодаря анализу жизненного цикла товара можно понять, какие вложения необходимы в тот или иной период для того, чтобы товар продвинулся на рынке. Также несложно просчитать ту прибыль или убытки, которую может принести его реализация.

Главные стадии жизненного цикла товара

В экономике выделяют следующие основные этапы жизненного цикла товара, каждый из которых имеет свои особенности:

  1. Стадия внедрения (выхода на рынок). С нее начинается любой жизненный цикл товара, поэтому именно от ее протекания зависит дальнейшая его судьба на рынке. В этот период товар только поступает в продажу, при этом технология его изготовления может продолжать совершенствоваться. К особенностям жизненного цикла товара в это время относятся небольшой объем его реализации, осторожность покупателей по отношению к новой продукции и достаточно высокие расходы на рекламную кампанию.
  2. Стадия роста. Если товар занял свою нишу на рынке, из всех стадий жизненного цикла товара именно эта характеризуется резким увеличением прибыли благодаря значительному росту продаж. Появляются усовершенствованные модели товара, усиливается конкуренция между сходными изделиями разных производителей, а цены слегка снижаются благодаря уже опробованной технологии производства.
  3. Стадия зрелости. Этот период жизненного цикла товара на рынке характеризуется снижением темпов продаж (поскольку многие уже приобрели его), значительной конкуренцией, повышением качества товара и совершенствованием технологии его производства.
  4. Стадия насыщения. В это время производитель начинает снижать цену, но объем продаж все равно значительно сокращается. Рынок полностью насыщен товаром, а все возможные варианты организации сбыта уже опробованы и широко применяются. Таким образом, рыночный жизненный цикл товаров начинает близиться к своему завершению.
  5. Стадия спада. Резко падает прибыль, снижаются объемы продаж из-за появления более совершенного товара или потери интереса потребителей к данному продукту. В этот период целесообразно полностью остановить его производство.

Все наиболее значимые стадии жизненного цикла товара можно представить в виде следующей схемы:

Cтадии жизненного цикла товара

Каким бывает жизненный цикл товара?

На жизненный цикл товара влияет не только его вид, но также время выхода на рынок и общая экономическая ситуация в стране. Поэтому существуют различные виды жизненного цикла товара, которые мы подробнее и рассмотрим. Его традиционный вариант изложен выше. В этом случае жизненный цикл товара характеризуется прохождением всех указанных стадий, протекающих в течение строго определенного промежутка времени. Однако существуют и другие варианты:

  • классический цикл предполагает, что после достижения пика популярности продукт остается востребованным в течение длительного времени без снижения темпов продаж;
  • увлечение характеризуется быстрым взлетом популярности и таким же резким ее падением;
  • продолжительное увлечение – это то же увлечение, но его особенность состоит в том, что после снижения интереса к продукции она все же продолжает продаваться еще некоторое время, но в сравнительно незначительных объемах;
  • сезонный жизненный цикл товара – это повышение спроса на товар в течение определенных периодов, разнесенных во времени;
  • возобновление описывает внезапное увеличение продаж, казалось бы, устаревшего товара;
  • провал является одним из самых неблагоприятных видов жизненного цикла товара и означает, что данная продукция вообще была неинтересна потребителю после своего появления на рынке.
Виды жизненного цикла товара
Похожие статьи
Инновационный маркетинг
В условиях стремительного роста бизнес-сектора в экономике, технологии, которые применялись в маркетинге ранее, уже не приносят тех поражающих результатов, которые могла наблюдаться ранее. Именно поэтому было принято решение о создании инновационного маркетинга.
Окружающая среда маркетинга
Для успешного продвижения товара на рынке необходимо тщательное изучение различных факторов, которые бы могли повлиять на этот процесс. Именно для этого было создано такое понятие, как «окружающая среда маркетинга», которую принято подразделять на микро- и макросреду.
Цели маркетинга
Ставя себе целью успешное продвижение товаров и услуг на рынке и получение максимальной прибыли, опытный предприниматель сделает ставку на использовании маркетинговых стратегий, успешная реализация основных целей которых даёт непревзойдённый результат.
Экологический маркетинг
Ни для кого не секрет, что сегодняшнее состояние окружающей среды оставляет желать лучшего. И существенную роль в её дальнейшем ухудшении играют различные предприятия, наносящие огромный вред экологии. В связи с этим было разработано такое понятие, как экологический маркетинг.