Саморазвитие Cамосовершенствование Личностный рост

Поведение потребителей

Поведение потребителей

Вопросами исследования поведения потребителей интересовались многие выдающиеся психологи и экономисты во всем мире. Ведь для того чтобы грамотно разработать и позиционировать на рынке любой товар, необходимо отталкиваться от моделей поведения потребителей. Кроме того, взвешенная стратегия продвижения товара на рынке не может быть построена без изучения основных потребительских групп.

Основные типы потребителей

В современном маркетинге принято делить людей, которые пользуются товарами и услугами, на отдельные группы. В рамках одной такой группы потребители имеют схожие модели поведения, в зависимости от которых люди ведут себя на рынке тем или иным образом:

  1. К первой группе относят потребителей, особенностью поведения которых является приобретение товаров только для своего (личного) пользования. Данной стратегии «общения» с рынком придерживаются одинокие люди в возрасте, по тем или иным причинам оставшиеся наедине с собой. Также сюда можно отнести граждан, живущих без семьи. Этих людей, прежде всего, интересуют потребительские качества продукции: цена, внешнее исполнение, полезность.
  2. Ко второй, наиболее многочисленной группе, относятся потребители семейного типа, поведение которых зависит от мнения других жителей их маленького мира. Решения по приобретению непродовольственных товаров и продуктов питания принимаются этими людьми на семейном совете либо ответственность на себя берет глава семьи.
  3. Следующий тип потребителей – снабженцы. Здесь идет речь о лицах, представляющих крупные компании и фирмы, которые закупают промышленные товары. Основные факторы, влияющие на поведение потребителей этой группы, складываются из комплексной оценки каждого товара. Так, этих профессионалов интересуют качественные характеристики, ассортимент, расходы на транспортировку, оптовая и розничная стоимость, репутация производителя, поясняющие документы и пр.
  4. Посредники или люди, производящие закупки с целью последующей продажи. Этот класс потребителей интересуется, в первую очередь, прибыльностью товара. Также к факторам, влияющим на поведение потребителей этой группы, относятся другие экономические показатели продукции. Это срок хранения товара, скорость его доставки, внешняя привлекательность упаковки и т.д.
  5. Последняя группа потребителей по данной классификации – настоящие профессионалы в своей сфере. Это чиновники, занимающие различные должности, вплоть до глав государств и представителей правительства. Во время совершения торговых операций эти люди используют формализованный подход, расходуя не личные, а общественные средства.
Известные теории поведения потребителей

В прошлом веке изучением поведения потребителей занимались экономисты во многих странах, и одними из первых сформулировали свою теорию английские представители классической школы. Основные постулаты этого учения о человеке в свете экономических терминов таковы – потребитель независим (сам решает, покупать ему или нет товар, пользоваться или нет услугой), рационален (трезво оценивает свою выгоду), эгоистичен (стремится удовлетворить свои потребности в первую очередь) и информирован (знает обо всех нюансах при приобретении товара).

Но эта теория со временем показала свое несовершенство, и посредством ее отрицания родился взгляд на человека-потребителя в свете особенностей его психологии. Итак, человек зависим (не может решать без оценки общества), нерационален (часто действует, руководствуясь эмоциями), плохо видит выгоду для себя и плохо информирован (а в наше время его мозг может быть просто забит ненужной информацией). Как и предыдущая, эта теория имеет полное право на жизнь, и ей успешно пользуются многие маркетологи. Но одной из наиболее известных схем, относящихся к потребительскому поведению, является «Пирамида Маслоу». Так, американский психолог распределил все потребности человека по мере возрастания – сначала индивидуум стремится удовлетворить свои самые насущные чаяния (потребность в еде, воде, сексуальное стремление и т.д.), а уже затем переходит к более высоким целям (потребность в уважении, тяга к эстетическому удовлетворению, жажда к познанию нового и пр.).

Изучение поведения потребителей
Похожие статьи
Психология цвета в рекламе
Вы наверняка замечали, что от большинства рекламных баннеров просто невозможно оторвать взгляд, настолько они ярки и привлекательны. А заслуга это опытных рекламщиков, которые сумели преподнести товар таким образом, что даже если вы и не побежите за покупкой в магазин, то уж наверняка запомните о чём шла речь в рекламе.
Психология рекламы
На сегодняшний день реклама это уже не просто способ показать товар общественности, чтобы при необходимости они узлали его на полках магазинов. Каждый рекламный ролик – это результат кропотливого труда огромного количества профессионалов, в том числе и психологов. А что из этого выходит, мы и сами видим каждый день.
Позиционирование товара на рынке
Перед тем, как представить рынку новый товар, предпринимателю необходимо обязательно задуматься над тем, какое место будет занимать его продукция в данном сегменте. Конечно, если «детище» не имеет аналогов, то конкурентов можно во внимание и не брать, но что если товар неуникален?
Теория потребительского поведения
Как производителю, выпускающему новый товар, предугадать, как к новой продукции отнесутся потребители, и будет ли она иметь спрос? Человеку непосвященному может показаться, что всё зависит от того, насколько рынок нуждается в продукте, а остальное - дело случая. Тем не менее, это совсем не так.