Саморазвитие Cамосовершенствование Личностный рост

Виды управленческих решений

Виды управленческих решений

Под управленческим решением подразумевается определенный шаг менеджера, направленный на выполнение какого-либо действия, приводящего к достижению конкретной цели. Но не стоит в понятие и виды управленческих решений включать только активное поведение, поскольку сюда можно отнести и воздержание со стороны руководителя от ряда шагов. В любом случае, процесс принятия решения – неотъемлемый элемент работы менеджера любого звена. Понятие управленческих решений можно рассмотреть подробнее через их виды.

Классификация видов управленческих решений

  1. В зависимости от того, какое влияние данный акт оказывает на будущее предприятия, выделяют стратегические и тактические виды управленческих решений. Первые предполагают общие направления развития бизнеса с учетом целей в долгосрочной перспективе, вторые – конкретные методы, посредством которых можно реализовать первые.
  2. По масштабам основные виды управленческих решений могут быть глобальными или локальными. Локальные касаются только отдельных сторон работы организации, а глобальные охватывают все процессы на предприятии в целом.
  3. По продолжительности периода внедрения на практике виды и типы управленческих решений могут быть до 1 года (краткосрочные), от 1 года до 5 лет (среднесрочные), более 5 лет (долгосрочные).
  4. По степени обязательности выполнения виды управленческих решений делятся на ориентирующие (определение единого для всех направления), рекомендательные (не носят обязательного характера), директивные (обязательны для всех, принимаются высшим руководством).
  5. По своему функциональному предназначению можно выделить такие виды и типы управленческих решений, как контролирующие, т.е. оценивающие результат, регулирующие, т.е. определяющие методику исполнения, координирующие – помогают концентрировать усилия на конкретной проблеме.

Кроме того, отдельно можно сказать о таких решениях, которые принимаются в стандартных ситуациях, и о тех, что необходимы в обстоятельствах форс-мажора. Если рассматривать данные виды управленческих решений, примеры можно привести следующие. На предприятии в конце года в течение многих лет действовало правило: часть прибыли отпускать на выплату премий за успешную работу сотрудников в прошедшем году. В текущем периоде 2 отдела саботировали работу организации, поэтому она понесла убытки. Руководитель может принять нестандартное, незапрограммированное управленческое решение – отступить от традиции, не выплатив сотрудникам этих отделов привычной для них премии.

Виды управленческих решений по способам их принятия

Видится обоснованным выделение данного типа действий менеджеров в отдельный пункт. Ведь это даст возможность подчеркнуть, насколько важно в своей работе использовать различные подходы для достижения эффективного результата.

Итак, управленческие решения могут быть интуитивными, адаптивными или рациональными. Начнем с Основные виды управленческих решенийадаптивных, такими решениями называются те волевые акты, которые принимаются согласно имеющимся у менеджера профессиональным знаниям, личным умениям и на основе жизненного опыта. Рациональные решения – акты, основанные на анализе проблематики с научной точки зрения. В этом случае фундаментом для будущего решения становится обобщенный опыт специалистов в той или иной сфере. Интуитивные решения управленец принимает на основе собственных способностей предвидеть развитие ситуации и предполагать возможность достижения и качество результата.

В какой бы сфере ни принималось решение, оно должно быть обоснованным, продуманным, обеспеченным ресурсами, своевременным, профессиональным, четким и понятным для всех звеньев бизнес-структуры.

Похожие статьи
Концепция управления персоналом
Управление персоналом – далеко не самая легкая задача, особенно если у предприятия нет концепции управления трудовыми ресурсами. В этом материале мы расскажем вам о том, какие способы работы с персоналом приняты на сегодняшний день в современной экономике и менеджменте.
Критерии оценки персонала
Каждый сотрудник предприятия нуждается в адекватной оценке не только своего труда, но и иных, ценных для работника качеств. О том, каким образом можно оценить персонал и по каким критериям принято осуществлять эту оценку, мы расскажем в нашем сегодняшнем материале.
Антикризисный менеджмент
Специалисты по антикризисному менеджменту в один голос твердят, что кризис далеко не всегда имеет исключительно негативные последствия, поскольку под словом «кризис» они зачастую подразумевают переходную ситуацию, воспользовавшись которой предприятие может выйти на новый уровень развития.
Мотивация сотрудников
Любая компания нацелена на то, чтобы её сотрудники выкладывались в работе на все 100% и отдавали душу общему делу. Но как заставить работника приносить наибольшую пользу организации, но чтобы при этом он не ходил на работу как на каторгу? Правильного его мотивировать!