Защита чести и достоинства

Любой человек рождается свободным (по крайней мере, так должно быть в цивилизованных государствах и сообществах). Исходя из этой постановки вопроса, защита чести и достоинства личности является ее неотъемлемым (можно сказать, естественным) субъективным правом. Законы любого современного государства, позиционирующего себя как демократическое, подробно освещают этот вопрос и закрепляют право защиты чести и достоинства человека за любым гражданином.
Защита чести и достоинства личности
На самом деле все обстоит не так просто и уж точно не одинаково в различных государствах, в особенности, когда речь идет о способах защиты чести и достоинства конкретного человека в конкретной ситуации.
Во многих государствах на постсоветском пространстве закон действует зачастую квази- или псевдодемократическим способом. Иногда конкретному человеку требуется очень много времени и усилий для защиты от оскорблений и унижающих действий других членов общества (хотя это право закреплено в законе). В квазидемокатических государствах это в значительно степени и чаще всего зависит от возможностей человека, его социального статуса и уровня доходов.
Когда же речь идет о разборе судебными инстанциями дел о последствиях физических взаимодействий участников конфликтных ситуаций, тут уж не сомневайтесь: вам обязательно вытреплют нервы по максимуму. Государство (а точнее какой-нибудь конкретный чиновник) будет весьма въедливо (что вовсе не означает внимательно и объективно) исследовать эту ситуацию. В результате инициатор конфликта может даже оказаться виноват меньше, чем человек, защищающий свои честь и достоинство. Государство (точнее, его представителей) в этом случае более интересует, насколько адекватно вы ответили инициатору конфликта. Пока оно будет это выяснять, вас могут поместить под стражу в одно помещение с возможно весьма враждебно настроенными и дурно воспитанными личностями. Вот тут возможно придется либо защищать, либо терять. Поэтому хорошо подумайте при угрозе ситуации участия в физических конфликтах (да и нефизических), может, лучше не отвечать, попытаться устраниться, убежать. Это не стыдно, зато есть шанс сохранить нервы, а может, и свободу.
Вообще, когда мы изучаем проблемы защиты чести и достоинства, мы говорим о конфликтных межличностных неимущественных отношениях. Это сфера не только законодательных, гражданско-правовых и юридических понятий. Для психологии и других антропоцентрических (то есть, изучающих человека) областей знания это, прежде всего, пространство ценностно-этических ориентаций личности и общества. Так что каждому человеку в этом вопросе следует ориентироваться как на высокие нравственные идеалы (которые могут быть неодинаковы у разных людей в разных сообществах), так и на нравы и понятия социума, в котором он живет.