Саморазвитие Cамосовершенствование Личностный рост

Вербальные и невербальные средства общения

вербальные и невербальные средства общения

Любой человек, даже самый нелюдимый, нуждается в общении, а выразить себя он может с помощью вербальных и невербальных средств коммуникации. Мы все пользуемся обоими видами, но делаем это не всегда осознанно, поэтому не всегда нам удаётся донести свои мысли до слушателей. Чтобы лучше овладеть ораторским искусством, требуются знания об особенностях вербального и невербального языка общения, некоторые моменты которых мы сейчас и обсудим.

Языки общения

В человеческом обществе для коммуникации используются два вида общения – с применением средств языка (вербальный) и без них (невербальный). Словесное общение универсально, а потому является основным. К числу таких способов относятся устная и письменная речь, стилей которой существует великое множество. Само собой, благодаря такому мощному средству можно передавать невероятно большое количество информации. С его помощью и общаются люди более всего и чаще всего именно оттачиванию мастерства письменной и устной речи посвящают своё время. Но было замечено, что более 70% информации передаётся не словами, то есть люди больше обращают внимание не на речь, а на манеру её произнесения. Сравнивать значимость вербальных и невербальных способов общения бессмысленно, так как они одинаково важны, просто говорить мы учимся, а вот мимике и жестам уделяем меньше внимания. Это незаслуженно, так как часто убедительность речи бывает сильно подпорчена неуверенной позой или противоречащими жестами оратора. Поэтому о второй группе способов стоит поговорить более подробно.

Язык тела

Нередко слова имеют небольшую выразительность, значительно уступая невербальным сигналам. Дополняя слова, они указывают на эмоциональное и физическое состояние оратора. Язык тела может выполнять следующие функции.

  1. Повторение сказанных слов.
  2. Противоречие, то есть невербальные сигналы отрицают сказанное человеком. К примеру, печальные глаза у задорно смеющегося человека.
  3. Замена – кивок головой означает утверждение, при этом слов можно уже не произносить.
  4. Дополнение. Жалея человека, мы можем погладить его по плечу.
  5. Акцентирование. Жесты способны усиливать сказанное, вы можете сделать отказ более резким, стукнув рукой по столу.

Чтобы преуспеть в сфере общения важно уметь выравнивать вербальную и невербальную речь, чтобы не получалось противоречий. Иначе деловые партнёры будут ощущать неуверенность в ваших словах, поэтому и сотрудничество не сможет быть продуктивным. Кроме того, необходимо помнить, что другие люди также посылают невербальные сигналы, которые хорошо бы научиться понимать.

Основные элементы невербального общения

Многие люди – визуалы, поэтому им особенно важен зрительный контакт. Говорящий обязан его поддерживать, чтобы понять настроение собеседника. К примеру, расширенные зрачки скажут о нервозности, вызванной ложью или неприятной темой.

Человеческое лицо невероятно информативно, с помощью мимики можно передать любую эмоцию. Поэтому нужно не только уметь читать выражение лица, но и уметь самой создавать нужно впечатление. Самым простым бронебойным оружием является улыбка, начиная ею переговоры, можно задать благоприятный настрой собеседникам и решить исход встречи.

Тот или иной человек производит впечатление не только своими речами или одеждой, но и жестами и позами. Самым располагающим являются открытые ладони, показывающие вашу расположенность к собеседнику. В разговоре можно использовать различные жесты, только не пересыщайте ими свою речь, чтобы это не переходило в кривляние.

Не менее важно соблюдение дистанции, слишком близкое расположение чужого человека всегда неприятно. Только следует учитывать национальные особенности, азиатам вербальные и невербальные способы общениятребуется больше личного пространства, чем европейцам.

Прикосновения также являются важной частью невербального общения, с их помощью можно передать немало информации, даже рукопожатие может сообщить о настроении собеседника.

Стоит помнить, что вербальные и невербальные средства общения не существуют отдельно друг от друга, постоянно находясь в причудливом сплетении. Ярким примером является интонация, одни и те же слова, произнесённые разным тоном, могут звучать одобрительно или насмешливо. Именно поэтому оратор, желающий быть успешным, должен обладать целым набором средств общения и умело их применять в своей речи.

Похожие статьи
Особенности делового общения
Этикет делового общения играет не последнюю роль для достижения поставленных целей там, где подразумевается именно такой вид общения, то есть в деловой сфере. Эта статья расскажет об особенностях такого общения.
Общение, как взаимодействие
В этой статье мы рассмотрим общение, как межличностное взаимодействие, а также расскажем о существующих стилях и барьерах взаимодействия в общении.
Цели общения
Основные цели общения - взаимодействие между людьми при помощи методов общения. Эта статья расскажет об основных функциях коммуникации, которых насчитывают четыре.
Методы управления конфликтами
Методы управления конфликтами - мощный инструмент для предотвращения конфликтных ситуаций и нахождения компромисса даже в самых сложных спорах и разногласиях.