Саморазвитие Cамосовершенствование Личностный рост

Функции общения

функции общения

Сложно найти человека, который мог бы прожить хотя бы день, не сказав ни слова. Но почему общение так необходимо для нас, какие психологические функции оно выполняет? Первое, что приходит в голову – необходимость взаимодействия с другими людьми, а без разговоров сделать это будет проблематично. На самом деле таких функций гораздо больше, причём исследователи пока не могут сойтись в их количестве и наименованиях, мы рассмотрим самую распространённую классификацию.

Функции и средства общения

Чтобы рассмотреть переговоры с точки зрения поставленной цели, создана следующая классификация.

  1. Контактная, направлена на установление взаимопонимания для последующей передачи информации и поддержание установленного контакта.
  2. Информационная функция общения, как следует из названия, отвечает за непосредственный обмен знаниями, мнениями и решениями.
  3. Побудительная – имеет своей целью стимуляцию партнёра для дальнейшего общения.
  4. Координационная. Отвечает за согласование действий партнёров и их целей при организации совместной деятельности.
  5. Функция понимания. Способствует адекватному восприятию сути проблемы, а также взаимному пониманию партнёрами состояния и целей друг друга.
  6. Эмотивная (экспрессивная) функция общения. Нужна для обмена эмоциями – подстраивания своего настроения под партнёра или изменения его настроения в нужную сторону.
  7. Функция социализации. Она помогает формироваться навыкам, требуемым для эффективного взаимодействия с обществом, чтобы жить по его правилам и нормам.
  8. Интерактивная, нужна для коррекции и регуляции поведения во время организации взаимодействия людей.

Интересно посмотреть какие функции выполняет общение, если рассматривать его применительно управленческого взаимодействия. Тогда пунктов будет всего три:

  • выдача необходимой информации;
  • получение ответов на распоряжения;
  • выдача информации о результатах реализации распоряжений.

Так набор функций видоизменяется всякий раз при смене угла зрения. Но особенностью любого общения является формирование отношений между людьми. Это происходит вне зависимости от выполняемых функций, благодаря использованию различных средств и стилей общения. Условно все средства разделяют на вербальные (с использованием слов) и невербальные. К первой группе относится устная речь, которая имеет диалогическую и монологическую манеру изложения, письменная речь. Последняя используется в случаях невозможности устного общения или при необходимости точности каждого слова. Невербальные способы общения включают в себя всевозможные знаки и жесты, мимику, походку, интонацию, взгляд и т.д. Все эти знаки разделяют на две большие группы:

  • интенциональные, осуществляемые специально для лучшей передачи информации;
  • неинтенциональные, которые случаются непреднамеренно.
эмоций

Яркой иллюстрацией знаковпсихологические функции общения второй группы могут служить признаки (бегающие глаза, дрожащие руки), особенности произношения (акцент, говор). Эти знаки могут многое сообщить о человеке и его текущем состоянии, поэтому очень полезно научиться их расшифровывать. Для оратора же следует научиться управлять собой, чтобы снизить проявление таких знаков, потому что они могут выдать настоящие чувства, что значительно повредит убедительности речи. Если говорить о знаках первой группы, то это приёмы, используемые оратором для усиления эффекта своей речи (утвердительные жесты, мимика или интонация, подчёркивающее значение сказанного). Важно следить, чтобы эти приёмы употреблялись уместно и не противоречили смыслу речи.

Всё это делает общение важнейшим элементом взаимодействия, без которого человечество не смогло бы существовать.

Похожие статьи
Вербальные и невербальные средства общения
Общение, с психологической стороны имеет целый ряд классификаций, но в этой статье мы подробно остановимся на средствах вербального и невербального общения.
Особенности делового общения
Этикет делового общения играет не последнюю роль для достижения поставленных целей там, где подразумевается именно такой вид общения, то есть в деловой сфере. Эта статья расскажет об особенностях такого общения.
Общение, как взаимодействие
В этой статье мы рассмотрим общение, как межличностное взаимодействие, а также расскажем о существующих стилях и барьерах взаимодействия в общении.
Цели общения
Основные цели общения - взаимодействие между людьми при помощи методов общения. Эта статья расскажет об основных функциях коммуникации, которых насчитывают четыре.