Охлаждающая жидкость – что это такое, состав, для чего используется, схема циркуляции

Двигатель автомобиля нуждается в охлаждении – от этого зависит правильная, бесперебойная его работа. Используется для этой цели охлаждающая жидкость, или антифриз. Если его применение игнорировать, не следить за уровнем его наличия, можно спровоцировать проблемы в работе машины.
Что такое охлаждающая жидкость?
Другие ее названия – хладагент, антифриз, радиаторная жидкость. Основная ее цель – контроль температуры деталей и жидкостей двигателя при разных погодных условиях. Охлаждающая жидкость для авто представляет собой субстанцию с присадками, позволяющими ей сохранять жидкое состояние в условиях низких температур (менее 0°С), как и в условиях высоких температур (более 100°С), не давая ей испаряться. Она должна обладать антикоррозийными свойствами, защищая металлические поверхности двигателя и его деталей.
Состав охлаждающей жидкости
В основе таких средств – гликолево-водная смесь, благодаря которой они приобретают свои основные свойства: морозостойкость, вязкость, оптимальную удельную теплоемкость. Чаще встречаются охлаждающие жидкости, в основе которых этиленгликоль. Водный раствор этого вещества оказывает агрессивное воздействие на детали системы охлаждения. Из-а этого в состав ОЖ добавляют присадки:
- стабилизирующие;
- антивспенивающие;
- противокоррозионные.

Для чего нужна охлаждающая жидкость?
Хладагент выполняет ряд функций. Частота замены и объем охлаждающей жидкости для каждого авто индивидуальны. Делать это нужно своевременно, учитывая, какие важные задачи она выполняет:
- охлаждение составляющих двигателя автомобиля;
- благодаря антифризу смазывается водяной насос двигателя, через который подается антифриз;
- охлаждение гидравлической жидкости, содержащейся в коробке передач автоматического типа;
- обогрев салона автомобиля в холодное время года.
Схема циркуляции охлаждающей жидкости
Она состоит из двух кругов – маленького и большого. Этот процесс происходит корректно, если объем антифриза в пределах нормы, поэтому нужно периодически обращать внимание на датчик ОЖ. Циркуляция охлаждающей жидкости происходит так:
- При холодном двигателе она циркулирует только по малому кругу. До нагревания устройства до определенной температуры термостат не откроется, и при циркуляции антифриза по маленькому кругу проток жидкости к радиатору закрыт термостатом.
- В малом круге циркулирует меньшее количество жидкости, из-за чего двигатель нагревается быстрее. По достижению критической точки нагрева горячая жидкость пропускается термостатом в большой круг системы. Циркуляция осуществляется по направлению сверху вниз, и лишнее количество тепла за счет обдува выводится наружу из двигателя. Задачей термостата является реагирование на температуру охлаждающей жидкости и предохранение двигателя от перегрева.
- Антифриз передается напрямую к двигателю, который обеспечивает быстрый нагрев жидкости. Функции радиатора становятся необходимыми при достижении жидкостью критически высокой температуры. В этом случае открывается термостат, пропуская вещество по большому кругу циркуляции.

Виды охлаждающей жидкости
Правильный выбор этой субстанции – залог корректной работы системы охлаждения автомобиля. Существуют такие виды антифриза:
- традиционный;
- гибридный;
- карбоксилатный;
- лобридный.
Традиционный антифриз
Эта разновидность хладагентов считается устаревшей. К ней относится и тосол для машины – вид охлаждающей жидкости, разработанный при СССР. Он использовался для советских марок машин – «Волги», «Москвича», «Жигулей». Представителем таких жидкостей является антифриз g11. В Европе такие хладагенты перестали выпускать в 90-х годах. На современном рынке традиционные антифризы присутствуют, но использовать их следует с осторожностью – нет гарантий, что они не повлияют негативно на детали автомобиля. В составе таких жидкостей присутствуют неорганические составляющие:
- силикаты;
- бораты;
- фосфаты;
- амины;
- нитриты;
- нитраты.
Гибридный антифриз
Эти жидкости относятся к классу g11 и производятся с применением современных биполярных технологий. Чаще это антифриз желтый или оранжевый. Основным отличием таких жидкостей является создание ими тончайшей пленки, защищающей поверхности деталей двигателя от коррозии при появлении ее очагов. За счет применения для их изготовления ингибиторов длительного воздействия обеспечивается надежная работа охлаждающей системы автомобиля при любых погодных условиях.

Карбоксилатный антифриз
Эту разновидность называют органической из-за наличия в ее составе органических кислот. В ней не содержатся нитриты, нитраты, силикаты, амины, фосфаты. Чаще это антифриз красного цвета, характеризующийся медленным, но пролонгированным воздействием ингибиторов. Такие жидкости характеризуются высокой температурой кипения и сроком службы от 5 лет. Антифриз g12 красный в своем составе имеет противокоррозионные вещества, способствующие образованию тонкой защитной пленки. Применяется средство как для автомобилей отечественного, так и иностранного производства.

Лобридный антифриз
Это жидкости класса g12++, обладающие фиолетовым цветом и отличными эксплуатационными качествами. В их состав входят минеральные вещества и органические ингибиторы. Такой антифриз для машины содержит и силикаты, образующие защитную антикоррозионную пленку на поверхности запчастей охлаждающей системы. Органические вещества, входящие в состав жидкости, оказывают воздействие на участки, на которых уже появилась ржавчина. При использовании лобридного антифриза для нового автомобиля срок действия хладагента неограничен.

Какую охлаждающую жидкость заливать?
Для разных машин используются разные виды антифриза. Оптимальный вариант – подбор охлаждающей жидкости по марке автомобиля. Производители указывают, какой антифриз подходит определенной марке. Например, хладагент класса g11 рекомендуется использовать для таких автомобилей:
- Alfa Romeo (годы выпуска – с 1976 по 2005);
- Audi (годы выпуска – с 1981 по 1996);
- Bentley (годы выпуска – с 1980 по 2005);
- BMW (годы выпуска – с 1975 по настоящее время);
- Chrysler (годы выпуска – с 1985 по настоящее время);
- Daewoo (все модели);
- Fiat (годы выпуска – с 1982 по 2005);
- Ford (годы выпуска – с 1977 по 1998);
- Lada (все модели);
- Opel (годы выпуска – с 1975 по 2000);
- Volkswagen (годы выпуска – с 1975 по 1997);
- Volvo (все модели).
Охлаждающая жидкость класса g12 используется для таких марок:
- Alfa Romeo (годы выпуска – с 2005 по настоящее время);
- Audi (годы выпуска – с 1996 по настоящее время);
- Bentley (годы выпуска – с 2005 по настоящее время);
- Citroën (все модели);
- Daihatsu (все модели);
- Ford (годы выпуска – с 1998 по настоящее время);
- Honda (все модели);
- Hyundai (все модели);
- KIA (все модели);
- Lexus (все модели);
- Mazda (все модели).
Рейтинг охлаждающей жидкости
Есть производители, продукция которых зарекомендовала себя как качественная. Топ охлаждающей жидкости составлен с учетом предпочтений пользователей:
- Lukoil Antifreeze G12 Red 5L. Лидер рейтинга производится с использованием карбоксилатной технологии, надежно защищает двигатель от перегрева, появления накипи.
- Felix Energy G12 + 1L. Отечественный антифриз, используемый для любых видов машин. Применять средство можно в диапазоне температур от -40 до +50°С.
- AGA Z65 5L. Универсальная охлаждающая двигатель жидкость, применяемая для грузовых и легковых автомобилей. Температурный диапазон от -65 до +132°С, срок службы – 5 лет.
- CoolStream Optima. Универсальное средство, которое подходит для любой системы охлаждения: как для отечественных автомобилей, так и для машин иностранного производства. Диапазон температур от -42 до +109°С, срок службы – 2 года.
- Felix Carbox G12. Антифриз отечественного производства, который можно использовать для моторов любых типов.





Как проверить уровень охлаждающей жидкости?
Антифриз должен своевременно заменяться, а если ее количество сокращается быстро, возможны утечки. Выявление и устранение этой проблемы следует доверить автомеханику. Чтобы проверить уровень охлаждающей жидкости, нужно:
- Припаркуйте автомобиль на ровном участке дороги.
- Дайте двигателю полностью остыть. Для этого он не должен работать несколько часов.
- Найдите резервуар для антифриза. Его местонахождения зависит от марки автомобиля. Выполнен он из прозрачного пластика. На емкости есть две отметки – «Минимум» и «Максимум».
- Убедитесь, что уровень антифриза находится между обозначенными отметками.
- Если уровень хладагента ниже уровня «Минимум», необходимо долить антифриз до нужного уровня.
- Если жидкости больше, чем нужно, и она находится на уровне выше «Максимум», нужно удалить часть хладагента. Для этого можно использовать специальный насос или шприц. Чрезмерное количество антифриза приводит к увеличению давления, а это чревато выплеском горячей субстанции при работе двигателя.
Замена охлаждающей жидкости
Используете тосол для авто или другую разновидность антифриза, алгоритм процедуры такой:
- Припаркуйте автомобиль на ровной поверхности и убедитесь, что поблизости есть шланг.
- Дайте двигателю машины остыть, для чего потребуется несколько часов.
- Заведите авто при помощи ключа зажигания на короткий промежуток времени, которого хватит для проверки температуры двигателя. Это нужно для того, чтобы убедиться, что он холодный.
- Включите в салоне обогреватель, извлеките ключ зажигания.
- Использованная охлаждающая жидкость должна быть слита.
- Заполните антифризом радиатор до половины.
- Включите двигатель, чтобы он заработал одновременно с обогревателем. Через время должны появиться потоки воздуха, а когда появятся пузырьки, двигатель нужно выключить и долить охлаждающую жидкость до заполнения емкости.
- Отработанный антифриз слейте в контейнер и отправьте его на любую заправку для утилизации.
Как слить охлаждающую жидкость?
Один из шагов по замене антифриза – удаление старого хладагента. Сливается охлаждающая жидкость для машины так:
- Крышку, чаще расположенную в передней части радиатора, нужно открыть.
- В нижней части радиатора находится сливная крышка. Поместите под ней поддон, а затем откройте ее. Сделать это можно рукой, но в некоторых случаях может потребоваться использование дополнительных инструментов – например, отвертки.
- Посредством шланга слейте охлаждающую жидкость.
- Желательно промыть систему охлаждения перед заливанием нового антифриза. Если нерегулярно производите замену хладагента, сделать это нужно обязательно.
Можно ли смешивать разные охлаждающие жидкости?
Делать это нежелательно, но есть случаи, когда это допустимо. Если составы произведены по одинаковым техническим условиям, относятся к одному классу, смешивать их можно. Если технические условия изготовления разные, антифризы являются несовместимыми, присадки могут вступить в реакцию друг с другом, утратив нужные свойства. Смешивание тосола и антифриза производится по аналогичному принципу. Совместим он с хладагентами класса g11. С охлаждающей жидкостью класса g12 смешивание допустимо, но нежелательно, а класса g13 – не рекомендуется.
Охлаждающая жидкость своими руками
Для этого используется несложная технология. Охлаждающая жидкость для автомобиля своими руками делается так:
- В бутылку емкостью 0,5 л залейте спирт либо водку в количестве 100-150 мл.
- Добавьте 0,5 ч. ложки соды и 1 ст. ложки моющего средства.
- В закрытой бутылке размешайте ингредиенты путем взбалтывания.
- Дайте смеси отстояться до исчезновения пены. Это займет минут 10.
- Долейте в бутылку дистиллированную подогретую воду в таком количестве, чтобы в емкости осталось место для такого же количества моющего средства, спирта, соды, которое использовалось изначально. Добавьте эти ингредиенты в состав, заменив соду солью.
- Переверните сосуд несколько раз, но не взбалтывайте, чтобы избежать появления пены. Соль должна раствориться.
- Охлаждающая двигатель жидкость для машины готова.