Саморазвитие Cамосовершенствование Личностный рост

Психологический климат в коллективе

психологический климат в коллективе

Задачей каждого предприятия является выполнение поставленных перед ним планов и целей. При этом зачастую руководители стараются найти методы повышения производительности труда. Для этого существуют разные способы: мотивация сотрудников, улучшение условий труда, усовершенствование трудового процесса. Но иногда введение положительных новшеств и инноваций не дает никакого позитивного эффекта по той причине, что все стремления руководства разбиваются о существующие в коллективе настроения.

Психологический климат в коллективе может быть фактором, который поможет продвинуть общее дело, повысить работоспособность, улучшить производительность труда. Но он же может действовать деструктивно на рабочий процесс, служить тормозом развития и вести предприятие к кризису.

Под психологическим климатом подразумевают настроение трудовой группы, которое определяется взаимоотношениями между ее членами.

Функции психологического климата в коллективе

Психологический климат напрямую влияет на рабочий процесс. Его основными функциями являются:

  • уменьшение текучести кадров;
  • создание благоприятных для рабочего процесса условий;
  • улучшение качества конечного продукта труда;
  • развитие предприятия;
  • создание условий для развития работников;
  • улучшение выполнения поставленных перед трудовой группой задач.

Оценка психологического климата в коллективе

Каждый руководитель время от времени должен проводить оценку психологического климата в коллективе. Это позволит ему полноценно контролировать трудовую группу и вовремя предпринимать меры для улучшения психологического климата.

Благоприятный психологический климат в коллективе обладает такими характеристиками:

  • оптимизмом, жизнерадостностью членов группы;
  • доверием и взаимоподдержкой;
  • интересом и вниманием друг ко другу;
  • свободомыслием и возможностью к творчеству;
  • трудовая группа интеллектуально и профессионально совершенствуется;
  • коллектив ощущает себя единым целым, гордится общими достижениями;
  • трудовая группа справляется с поставленными задачами, не боится новых целей;
  • члены коллектива с радостью общаются друг с другом, участвуют в общих делах, вместе проводят свободное время;
  • в группе нет резкого разделения на успешных, слабых и глупых.

Факторы формирования социально-психологического климата

Выделяют несколько факторов, которые влияют на формирование социально-психологического климата:

  1. Удовлетворенность работой, куда входит оплата труда, система поощрения, привлекательность работы, режим, наличие в работе возможности для роста и самореализации, характер отношений в коллективе.
  2. Групповая совместимость, сработанность членов группы, куда входит способность к совместной деятельности, межличностная симпатия, привязанность, единомыслие и единодушие, способность договариваться и понимать друг друга.
  3. Характер отношений, которые определяются коммуникативными качествами каждого члена группы.
  4. Сплоченность коллектива – этот фактор во многом зависит от качеств характера людей, являющихся благоприятный психологический климат в коллективечленами коллектива.
  5. Стиль руководства. Неверно выбранный стиль руководства может поставить группу в оппозицию по отношению к руководителю, что негативно скажется на эффективности предприятия.
  6. Характер деятельности и условий труда. Тяжелый или рискованный труд, частые стрессы и переживания имеют непосредственное влияние на характер социально-психологического климата группы.

Иногда благоприятный климат в коллективе складывается как бы сам по себе. Однако нередко возникают ситуации, когда именно руководитель должен приложить усилия, чтобы помочь сформироваться такому настроению в группе, которое будет значительным подспорьем в его работе.

Похожие статьи
Модели управления
В данной статье речь пойдет о существующих моделях управления персоналом, две из которых можно отнести к основным, а две других считать гибридными.
Социально-психологические методы управления персоналом
Социально-психологические методы управления персоналом направленны на повышение производительности труда путем создания комфортных психологических и социологических условий для коллектива, о чем подробнее расскажет эта статья.
Принципы и методы управления персоналом
Для каждого руководителя необходимы знания принципов и методов управления персоналом, что позволяет выстроить работу всего коллектива так, чтобы максимально повысить эффективность и производительность труда.
Ролевая игра как метод обучения
Ролевые игры сегодня широко применяются в различных тренингах, направленных на обучение персонала правильно выбирать модель поведения в той или иной ситуации и представляют собой моделирование определенных ситуаций.